«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Суббота, 23.11.2024 г.
16+

   Основные особенности организационно-правовых форм некоммерческих организаций

 

Проводимая в последние годы реформа гражданского законодательства  внесла значительные изменения в регулирование правоотношений юридических лиц, упорядочила их формы и деятельность. Так, Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» законодательно закреплен перечень организационно-правовых форм  юридических лиц и, в частности, некоммерческих организаций. 

Особенности организационно-правовых форм могут выражаться в способе создания юридического лица, объеме его правоспособности, порядке управления, объеме прав и обязанностей в отношении имущества, требованиях к учредителям.

С 01 сентября 2014 юридические лица могут создаваться только в перечисленных в статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации организационно-правовых формах (если иное не установлено законодательством). При этом в основу их разделения положены отличительные характерные признаки:

— по числу учредителей при создании;

— по формам управления в организации;

— по имущественным отношениям между организацией и учредителем (участниками);

— по целям создания и деятельности;

— по наличию/отсутствию отношений членства и степени участия лиц в управлении в организации;

-возможность функционировать без статуса образования юридического лица.

При этом в  настоящее время действующее законодательство допускает в рамках одной организационно-правовой формы осуществление разных видов деятельности, имеющих различные цели создания.

Для осуществления того или иного вида деятельности в зависимости от целей создания и характера деятельности могут образовываться виды отдельных организационно-правовых форм.

Разнообразие организационно-правовых форм и их видов часто вызывает затруднения при их создании. Разберем основные моменты, которые следует учитывать при выборе той или иной формы организации.

Главный критерий деления некоммерческих организаций  основывается на принципе осуществления прав управления и участия в ней, в соответствии с которым организации подразделяются на:

— корпоративные, т.е.  предусматривающие наличие отношений членства между участниками и юридическим лицом, а также способ управления путем принятия решений высшим органом управления, формируемым из общего числа таких лиц (ст. 123.1 ГК);

— унитарные, т.е. не имеющие членства, высший орган управления которых формируется в соответствии с принимаемыми уставами.

Рассмотрим наиболее распространенные формы организаций и их отличительные особенности.

Для объединения граждан с главной целью сохранения и развития  национальной культуры, традиций и самобытности предусмотрены  формы национально-культурной автономии (вид общественного объединения); казачьи общества; общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональное объединение, за исключением защиты трудовых прав и интересов их членов, создаются в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов). При этом число учредителей должно быть не менее двух.

Самой распространённой организационно-правовой формой, основанной на членстве входящих в ее состав лиц, предусматривающая широкий спектр возможных целей для объединения, является общественная организация, деятельность которой регулируется как нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, так и специальными законами для разных ее видов, которые включают в себя:

— политические партии;

— профсоюзные организации;

— органы общественной самодеятельности;

— национально-культурные автономии;

— территориальные общественные самоуправления.

Особенностью создания общественных организаций является требование к числу учредителей (не менее трех), осуществление деятельности по территориальному принципу, а также возможность ее ведения без образования юридического лица, т.к. в силу положений абзаца третьего статьи 18 Федерального закона  от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение считается созданным с момента принятия решения о создании, утверждения на учредительном собрании устава организации и ее органов.

Согласно статьям 65.3 и 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 8 и 18  Закона «Об общественных объединениях» структуру органов общественной организации составляют высший руководящий орган (конференция, съезд, общее собрание), постоянно действующий коллегиальный руководящий орган, единоличный исполнительный орган, контрольно-ревизионный орган, а также в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации может быть образован коллегиальный исполнительный орган. Аналогичных положений относительно состава органов управления некоммерческих организаций для других форм действующее законодательство не содержит.

Унитарные некоммерческие организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: фондов, учреждений, автономных некоммерческих организаций, религиозных организаций, публично-правовых компаний, государственных корпораций.

Фонды – организации, созданные на основе добровольных имущественных взносов и преследующие благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Учредителями фонда могут выступать одно или несколько российских и (или) иностранных физических и (или) юридических лиц, а также Российская Федерация или муниципальное образование.

При этом законодательством не установлено особенных требований к составу органов управления фондом, кроме того, что он должен быть коллегиальным. В связи с этим, роль учредителей в деятельности фонда зависит от выбранного высшим органом управления способа, предусмотренного уставом. Таким образом, в состав высшего органа управления и других органов фонда могут входить как учредители, так и третьи лица.

Отличительной особенностью фонда от других организационно-правовых форм является требование об обязательном формировании в нем попечительского совета, осуществляющего функции надзора за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Для благотворительных фондов необходимо также учитывать специфику их деятельности, предусматривающую особенности, установленные специальным Федеральным законом от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В силу положений пункта 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учредителем такой организации может быть только одно лицо – физическое или юридическое, в том числе иностранные, а также Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В учреждениях права по управлению и контролю за его деятельностью неразрывно связаны с правом собственности на имущество, закрепленное его собственником за учреждением на праве оперативного управления.

Кроме того, Гражданский кодекс предусматривает некоторые вопросы, отнесенные исключительно к компетенции учредителя (ст.ст. 123.21 и 123.23), в том числе: назначение руководителя учреждения, создание других органов, решение вопроса о преобразовании. Каких-либо специальных требований к составу и порядку формирования органов учреждения законодательство не предусматривает.

Довольно распространенной организационно-правовой формой среди некоммерческих организаций является автономная некоммерческая организация.

Отличительной особенностью автономных некоммерческих организаций является их создание с целью предоставления услуг – в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки и других сферах некоммерческой деятельности.

В состав учредителей автономных некоммерческих организаций, как и фондов, могут входить одно или несколько российских и (или) иностранных физических и (или) юридических лиц, в том числе Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Характерная особенность данной формы организации установлена законодателем в части осуществления предпринимательской деятельности – допускается ведение предпринимательской деятельности для достижения уставных целей только создавая для ее осуществления хозяйственные общества или участвуя в них (п.5 ст. 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом, приносящую доход деятельность, не являющуюся предпринимательской, автономные некоммерческие организации, вправе осуществлять без участия в хозяйственных обществах.

Стоит отметить, что функции руководящего органа автономных некоммерческих организаций могут выполнять как единственный учредитель, так и коллегиальный орган, при этом устав организации должен предусматривать полномочия учредителей отдельно от иных лиц, входящих в состав органов управления.

Как видно, законодателем представлены различные варианты организационно-правовых форм для осуществления деятельности некоммерческих организаций, однако у каждой из них имеются характерные отличительные признаки, которые необходимо учитывать при решении вопросов, касающихся их деятельности.

 

 Ю. Илясова, главный специалист-эксперт Управления

Минюста России по Волгоградской области