Вопросы ликвидации некоммерческих организаций
Ликвидация любого юридического лица представляет собой регистрацию прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Процедура ликвидации некоммерческой организации представляет собой сложный, последовательный и многоэтапный процесс, который требует знания соответствующих законов и множества нюансов, поскольку ликвидация некоммерческой организации имеет свои особенности, в зависимости от ее организационно-правовой формы.
Ликвидация считается добровольной, если решение о ликвидации самостоятельно принято учредителем (участником) некоммерческой организации либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, как правило, это высший орган управления некоммерческой организации.
Причиной принудительной ликвидации (в судебном порядке) может стать:
— систематическая деятельность, противоречащая уставу и целям создания некоммерческой организации;
— неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок отчетов о своей деятельности и иных сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Необходимо отметить, что решение о ликвидации фонда может принять только суд и только по заявлению заинтересованных лиц, в случае если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей не могут быть произведены, в случае уклонения в деятельности от уставных целей и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Всю процедуру ликвидации некоммерческих организаций можно разделить на следующие этапы:
— принятие решение о ликвидации организации;
— формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;
— публикация сообщения о ликвидации организации в органах печати;
— составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;
— осуществление расчетов с кредиторами;
— составление и утверждение ликвидационного баланса;
— государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.
Теперь рассмотрим более подробно каждый из вышеуказанных этапов.
1 этап ликвидации.
После того как учредителем (участником) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, принято решение о ликвидации некоммерческой организации, у некоммерческой организации возникает обязанность незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Для этого уполномоченному лицу (заявителю) необходимо в течение трех рабочих дней после даты принятия соответствующего решения подать в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области (далее — Управление) уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, на котором подлинность подписи уполномоченного лица заверяется в нотариальном порядке.
Кроме этого в Управление представляется решение о ликвидации юридического лица, назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) (протокол, выписка из протокола руководящего органа некоммерческой организации) – в двух экземплярах.
После принятия Управлением решения о начале процедуры ликвидации и назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) некоммерческой организации документы направляются в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемой некоммерческой организации.
2 этап ликвидации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидатор (ликвидационная комиссия) помещает в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации.
Сведения о ликвидации юридического лица публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации», который является еженедельным специализированным печатным изданием.
После окончания указанного срока для предъявления кредиторами требований составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс подписывается ликвидатором или председателем ликвидационной комиссии и утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации.
Таким образом, на 2 этапе ликвидации представляются следующие документы:
1) уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, на котором подлинность подписи уполномоченного лица заверяется в нотариальном порядке;
2) протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса — 2 экземпляра;
3) промежуточный ликвидационный баланс — 2 экземпляра;
После принятия Управлением решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса некоммерческой организации документы направляются в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
3 этап ликвидации.
После завершения расчетов с кредиторами составляется ликвидационный баланс, который подписывается ликвидатором или председателем ликвидационной комиссии и утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации
Таким образом, на 3 этапе ликвидации в Управление представляются следующие документы:
1) заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией по форме Р16001, Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, на котором подлинность подписи уполномоченного лица заверяется в нотариальном порядке;
2) протокол об утверждении ликвидационного баланса — 2 экземпляра;
3) ликвидационный баланс — 2 экземпляра;
Кроме того, на заключительном этапе ликвидации оплачивается государственная пошлина. В соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица составляет 800 руб.
После принятия Управлением решения о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией документы направляются в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество некоммерческой организации, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с ее учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Однако и здесь существуют исключения: оставшееся имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено учредительными документами этого учреждения.
В случае если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Е. Костенко, главный специалист-эксперт
Управления Минюста России по Волгоградской области