За пенсией – через интернет
В Личном кабинете на сайте ПФР граждане могут подать заявление на назначение любого вида пенсии, включая страховую пенсию, пенсию по государственному обеспечению и накопительную пенсию. При таком способе обращения за назначением пенсии приходить в клиентскую службу Пенсионного фонда необязательно. Заявление через интернет можно подать за месяц до даты, с которой гражданин получает право на страховую пенсию. О возможностях современных сервисов рассказывает начальник управления Пенсионного фонда России в Новониколаевском районе И.А. Ярков.
– Игорь Александрович, можно ли полностью автоматизировать систему назначения пенсии через интернет?
– Сейчас все данные граждан, необходимые для назначения пенсии, содержатся в системе персонифицированного учета ПФР. Молодым людям, недавно начавшим свою трудовую деятельность, беспокоиться не о чем: их стаж, начиная с 1997 года, уже занесен в систему, и пенсия им может быть назначена удаленно, через интернет. Сложнее с теми, стаж которым начислялся до 1997 года, потому что в то время не было информационной системы, и годы трудовой деятельности подтверждались трудовыми книжками. Для того чтобы сделать возможным назначение пенсии через интернет, в середине 2000-х годов ПФР провел огромную работу по сбору сведений о застрахованных лицах, данных об их работе за период до регистрации в системе персонифицированного учета, то есть до 1997 года. Теперь в системе переучета есть все данные о старых периодах стажа у подавляющего большинства россиян. Те, у кого их нет, имеют право обратиться в ПФР, чтобы мы учли их заранее, заблаговременно. К этому я всех призываю.
– А откуда человек узнает, что все его данные отражены в системе переучета ПФР?
– Это легко проверить. Достаточно зайти в Личный кабинет на сайте ПФР. Там подробно расписан весь трудовой стаж гражданина. Если данные за какие-то периоды в системе не отражены, необходимо обратиться в клиентскую службу с подтверждающими документами.
Речь может идти не только о трудовом стаже, но и о так называемых нестраховых периодах: уход за ребенком, военная служба по призыву, уход за инвалидом, нетрудоспособным лицом.
Обратиться в клиентские службы для отражения этой информации на индивидуальном лицевом счете люди могут хоть за 20, хоть за 30 лет до выхода на пенсию. Все данные обязательно будут учтены. Именно совместная работа с гражданами поможет снизить количество личных обращений в Пенсионный фонд за назначением пенсий и, соответственно, сэкономить время будущих пенсионеров.
– Многие люди, наверное, чисто психологически полагают, что, придя за назначением пенсии в клиентскую службу с трудовой книжкой, можно добиться более быстрого и точного результата. Все новое обычно настораживает граждан, особенно пожилого возраста. Какие гарантии есть у людей, готовящихся выйти на пенсию, если они подают электронное заявление?
– Мне кажется, сейчас людей, не доверяющих электронным услугам, становится меньше. На пенсию выходит достаточно молодое поколение: активные, «боевые» женщины и мужчины 1960-х годов рождения, пользующиеся гаджетами и интернетом. Ментальность меняется. Граждане понимают, что можно со всем подробно ознакомиться на сайте, где расписан до мельчайших подробностей весь трудовой стаж. Людей в этом случае надо только призывать пользоваться услугами Пенсионного фонда через интернет, показывать, что это удобно и доступно любому гражданину. Даже пенсионеры 70-80 лет активно начали пользоваться компьютером. И уже после назначения пенсии применяют интернет, чтобы воспользоваться другими услугами, к примеру, за ЖКХ заплатить через сайт, еще что-то. Совершенно точно, такая форма услуг с каждым годом будет набирать все больше сторонников.
Записала О. Власова.