Цифровой рынок: доверие и справедливость
Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации. В 2018 году он проходит под девизом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными» – с призывом сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции.
Современный потребительский рынок проявляется в постоянном обновлении ассортимента товаров и услуг, появлении новых форм отношений, таких как продажа по образцам, дистанционная торговля, потребительское кредитование и др. Именно эти сферы становятся прецедентами для наиболее массовых и болезненных нарушений интересов потребителей. И не секрет, что главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и Интернета. В этой связи особое внимание приобретают права потребителей на получение четкой и ясной информации, чтобы они могли принимать обоснованные решения относительно покупки и использования Интернет-ресурсов. Потребителю должно быть понятно, кто именно несёт ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока его использования. Доверие и безопасность потребителей – залог успеха цифровой экономики.
Ежегодно отделом по защите прав потребителей и охране труда администрации района проводится ряд организационных мероприятий, успешно реализовываются запланированные действия, направленные на обеспечение государственной политики защиты прав потребителей и повышение уровня потребительской грамотности. Так, в 2017 году отделом проведено 9 заседаний совета по делам потребителей при администрации района; 11 совещаний, семинаров с хозяйствующими субъектами по разъяснению норм законодательства; рассмотрено 366 обращений потребителей; по результатам рассмотрения дано 237 консультаций; в досудебном порядке удовлетворено 290 обращений; составлено 105 претензий; возмещен материальный ущерб в досудебном порядке за некачественный товар на общую сумму 285 тыс. руб.
Самый высокий процент нарушений прав потребителей по-прежнему приходится на сферу торговли и предоставление различных услуг населению.
Большинство претензий предъявляются к качеству технически сложных товаров, в частности, мобильных устройств (телефонов, смартфонов, планшетных компьютеров).
Потребители при покупке сотовых телефонов ненадлежащего качества жалуются на грубое обращение продавцов, нарушение потребительских прав при сдаче некачественного товара, а именно исправление недостатков без согласия потребителя, отказ от принятия некачественного товара, задержки гарантийного ремонта со ссылкой на отсутствие запасных частей, непредоставление информации с сервисных центров о проведенной проверке качества. Ввиду того, что на территории нашего района, впрочем, как и других районных центров, отдаленных от областных городов, потребителям нет возможности напрямую обратиться в сервисные центры, возникают проблемы с навязыванием «своих правил» нечистоплотными продавцами.
Кроме того, продолжают поступать обращения потребителей на недобросовестное поведение страховых компаний, кредитных финансовых организаций, а именно навязывание со стороны данных организаций дополнительных услуг, страховых продуктов при оформлении кредитов и на невозможность вернуть сумму при досрочном погашении кредита.
Многолетний опыт применения закона РФ «О защите прав потребителей» показывает продавцам (изготовителям, исполнителям), что конфликты с потребителями, предъявляющими законные требования, выгоднее решать путем переговоров (в досудебном порядке). Однако нередко они пользуются правовой безграмотностью населения в надежде на то, что покупатели не будут отстаивать свои законные права до конца. Хочется предостеречь покупателя от принятия необдуманного решения, напомнить ему о том, что прежде чем принять навязанный продавцом «сценарий», надо воспользоваться правом потребителя.
Так как законные права и интересы потребителя постоянно нарушаются, одним из главных направлений работы отдела в области защиты прав потребителей остается осуществление мероприятий по правовому просвещению и информированию потребителей. В этой связи в 2017 году в районной газете «Вестник» и на сайте администрации района размещено 32 публикации с разъяснениями порядка действий в случае приобретения товара ненадлежащего качества, либо оказания некачественной услуги.
Потребитель, помни! Ты можешь заявить о своих нарушенных правах и получить много интересной, полезной и качественной информации, обратившись к нам в отдел по защите прав потребителей и охране труда.
Внимание! В четверг 15 марта с 14 до 16 часов, позвонив по телефону «горячей линии» 6-16-77, вы можете заявить о ваших нарушенных потребительских правах и получить консультацию специалиста.
С. Барышева, начальник отдела
по защите прав потребителей и охране труда администрации района.