В краю родном душе пригоже
Родина. Вокруг запруженных балок, в самой что ни есть равнинной степи, лежит хутор Двойновский. С южной стороны, где Бабий курган, он замечается первыми казачьими дворами, прильнувшими к старым садам и левадам. С запада, через распашку пологого нагорья, – Орлы, к востоку – хутор Скворцовский, а на север до дуплятских и песковских межей – сплошные поля, разделенные глубокими низинами, солонцами да осколепками еще живой полынно-кипчаковой крепи. И весь этот окрестный простор с не богатым на вид пейзажем – родина незаурядного человека, любящего свою землю, где, вроде бы, и глазу зацепиться не за что…
Но вот пообщаешься с таким, и восприятия меняются. Иными глазами начинаешь смотреть на, казалось бы, скрытые прежде достоинства родного края. Где-то в глубине души они, как подземные ключи, начинают пробиваться наружу. Прихлынувшие чувства обостряют взор: в поднебесье завис коршун – вольный и неподвластный, а над качаемой ветром травой изливает свою песнь жаворонок. И оказывается, что мир этой степи, пусть и изрядно перелопаченной, гораздо богаче и интереснее, нежели тот, что доселе диктовался сознанию безразличием.
В природе нет суеты, от которой так часто страдаем мы – люди. И как порой важно остановиться и оглянуться вокруг себя.
Где родился, там и пригодился
Семья Нагорновых в Двойных известная – одних только братьев семеро. Без дела не посидят. А Юрий – так это вообще гордость и хутора, и района, и всей Волгоградской области. Читатель резонно спросит, мол, чего он такого навершил, что поддувает на него слава, словно свежий ветерок от степных горизонтов? Да ничего особенного. Просто живет, трудится и радуется тем, что смог отворить врата души наружу. А она у него – пытливая и настоящая патриотка.
С детства прирос он к степи. Сказался пример отца, любившего верных четвероногих – русских псовых борзых. Походить подышать, полюбоваться простором немереных далей да еще вернуться домой с охотничьим трофеем, добытым без ружья. Это ли не отдых, не удовольствие?! И все это сын впитал. Покуда рос – хранил в памяти, осваивал навыки и развивал. Уже не новость, что в 2015 году на Всероссийской выставке собак команда Волгоградской области (составленная Юрием, его сыном и другом – Ю.В. Кобылиным) заняла первое место, доказав, что лучший завод собак породы русская псовая борзая находится в Новониколаевском районе. Наши степовые казаки, как говорится, утерли нос тем же обеспеченным и с большими возможностями москвичам, пережившим настоящий шок от успеха донской глубинки.
— Традиция здесь очень важна. И батя мой не на пустом месте вел породу, был в дружеских отношениях с Вениамином Панфиловичем Волокитиным, чей успех как заводчика до сих пор никем не превзойден в России. Почет, награды, конечно, важны, они указывают на результативность селекционной работы. Ведь цель конкретная – восстановить породную чистоту русской псовой борзой. Но главное в этом увлечении – все же радость и отдых от общения с животными, – замечает Юрий.
Коней особенно люблю
Поместье Ю. Нагорнова расположено в ряду старинной улицы. С лицевой стороны на вас смотрят приличные для современности дом и ограда. А вот передний двор небольшой, потому что все остальное пространство отдано под базы, хозяйственные постройки и охотничий домик. К чести хозяина, следует сделать комплимент: я давно не видел таких благоустроенных хуторских поместий, чувствуется отменный вкус к планировке и архитектуре, всюду идеальный санитарный порядок. Край усадьбы упирается в береговую линию пруда, в меру затененную прореженной левадой. И всюду тут кипит полноценная жизнь: в новой кошаре на несколько сот овец удачно решен вопрос раздачи кормов (с улицы); на денничке под вязками – домашний выводок диких гусей; в уютной конюшне на 20 станков (напоминающей эпизод из герасимовского фильма «Тихий Дон») сухо, тепло, а также улавливаемый запах лугового сена. А еще – псарня и помещение для десятка разновозрастных бычков. Молоко от пары буренок всецело уходит на выпойку щенков. В обширном и благоустроенном закуте выгуливаются кони. Без доброй зависти глядеть на этих красавцев просто невозможно. Тут уж и свое детство вспомнишь, когда мы – хуторская ребятня – пропадали в дальней степи с дедами, отбывающими пастушью смену и разрешающими нам не только править скот от посевов, но и состязаться в скачках. На коне, в седле или охлюпкой, все одно – лишь бы ветер в лицо, лишь бы прийти первым!
– Да, трудно не любить эту махину. Конь и собака – самые верные человеку животные. Для меня они – живые «антидепрессанты». Достаточно побыть с ними рядом, и все! Как и не было устали, – соглашается Юрий.
Мой герой не признает охоты с ружьем. Конь под седлом да стая борзых, и добыча не замедлит появиться в руках хозяина.
Нам ли степи стыдиться?
И по сей день многие коренные жители наших хуторов, оказавшись в крупном городе, испытывают определенный конфуз души. Городские они, мол, вон какие, и все у них по-особенному. Да чушь все это! Посмотрите на того же Нагорнова – не без гордости живет он на отцовской земле. Любит степь и ее не стыдится. Воля, счастье, размах – чувства радостные и полезные, рождающиеся только там, где ты родился, вырос и довольно живешь. Повседневный труд, любимые увлечения и верные друзья – все тут! Тебя знают, к тебе едут и от тебя уже учатся. Так что «в краю родном душе пригоже»…
Текст и фото – Тихон Атаманцев.