Ответственность, контроль со стороны СМИ
В администрации Новониколаевского муниципального района депутат Государственной Думы от Волгоградской области А.А. Носов встретился с членами политсовета Новониколаевского местного отделения ВПП «Единая Россия», депутатами районной Думы, членами Общественного совета района, главами муниципальных образований и начальниками отделов райадминистрации.
– Александра Алексеевича все мы хорошо знаем. За его плечами богатый опыт хозяйственной деятельности, работа в качестве главы Еланского района и председателя правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области». Ну а теперь вот – как народного избранника в законодательном собрании страны, – отметил в начале встречи глава района С.С. Чулков.
В Госдуме А.А. Носов входит во фракцию «Единая Россия» и является членом комитета по бюджету и налогам. В ходе разговора с новониколаевцами депутат остановился на ключевых моментах законотворческой деятельности нижней палаты и ее взаимодействии с правительством РФ, государственными и иными структурами.
– Все законопроекты и решения Госдумы я стараюсь проецировать на ситуацию в сельской местности, реальные нужды населения и проблемы органов местного самоуправления, – заметил Носов, прежде чем начать говорить о приоритетах законодателей и текущей ситуации в бюджетной политике.
Как отметил депутат, Дума 7-го созыва радикально отличается от всех предыдущих. С избранием В.В. Володина ее председателем существенно изменился порядок работы народных избранников. Согласно проведенным соцопросам, за 2017 год рейтинг Госдумы существенно возрос. В определенной степени это связано с ужесточением дисциплинарных требований к депутатам: отменено голосование по доверенности; регистрация проводится трижды за день заседания; если регистрация отсутствует – штраф 60 тысяч рублей; к уважительным причинам отсутствия депутата на заседании отнесены – больничный лист, срочный кратковременный отпуск без содержания, санкционированная постановлением Думы служебная командировка; согласно обновленному регламенту 3 недели депутаты работают в Думе, неделю – в регионах.
По признанию Носова, 1 – 6 созывы оставили в наследство 2343 нерассмотренных законопроектов (в т.ч. один с 1995 г.), из которых уже половина сейчас прошла думские чтения.
Серьезные требования предъявлены по ответственности за качество законопроектов – закон не принимается, если на третьем чтении законопроекта отсутствует представитель правительства РФ со свидетельством о разработке к закону подзаконных актов (механизма реализации закона на практике, в т.ч. и в регионах). Удалось также переломить ситуацию, когда федеральным законом какому-нибудь отраслевому предприятию в регионе давалась льгота (к примеру, по налогу на имущество), а субъект только от этого страдал. Теперь же такого рода льготы не могут быть реализованы, если не предусмотрена компенсация выпадающих доходов у региона (в т.ч. и у органов местного самоуправления).
Законодательная деятельность не только создает правила бюджетной политики, но и санкционирует как внешнюю, так и внутреннюю политику страны. Внутренние угрозы (по признанию В.В. Путина) куда значимее для государства, так как устойчивое развитие экономики и социальное положение общества есть составляющая независимости России и возможность для успешного противодействия внешним агрессивным действиям.
А.А. Носов акцентировал внимание на том факте, что уже 2-й год макроэкономические показатели Российской Федерации положительные. Сдерживается инфляция, которая в текущем году в целом по стране менее 3% (в сельской местности выше), а на период 2018-2020 г.г. ожидается до 4%. Кардинально изменилась политика Центробанка России в отношении ситуации, когда через банки страны за рубеж выводились триллионы. В настоящее время в отечественной банковской системе денег достаточно, чтобы кредитовать собственную экономику. Банки, ведущие сомнительные операции, лишаются лицензий. Если в 2014 году отзыв лицензий Центробанк провел у 87 банков, то за последующие 3 года еще у 205.
На 1.01.2017 г. дефицит бюджета РФ составлял 3,3% от внутреннего валового продукта (ВВП), а на конец года – 2,2%. На 1.01.2018 г. этот показатель ожидается на уровне 1,3%, а в 2019-2020 г.г. – до 0,8% от ВВП. Доходная часть бюджета РФ на 2018 г. будет формироваться по следующему принципу: если стоимость барреля нефти будет до 40 долларов – доход в бюджет; если стоимость барреля превысит 40 долларов – доход в Фонд национального благосостояния. «Такое решение позволит не лихорадить бюджет», – замечает Носов, подразумевая, что экспортироваться будет не только нефть, но и газ.
К другим плюсам депутат отнес ситуацию в российском АПК. В 2017 г. валовой сбор зерна в стране превысил 130 млн тонн. И это при том, что и в мире год по зерновым культурам был также урожайным. Снижение закупочной цены на продукцию правительство РФ пытается нивелировать выделением на конец 2017 и начало 2018 годов порядка 3 млрд рублей на субсидирование железнодорожных перевозок из Центральной России в порты. За счет экспорта зерна пытаются изменить уровень закупочных цен внутри страны. Было бы здесь все гораздо проще, если б мы имели развитое животноводство. В текущем году вводится более 90 новых животноводческих комплексов на 100 тыс. голов (потребуется еще 5 лет, чтобы эту проблему закрыть окончательно). В водных ресурсах страны выловлено 5 млн тонн рыбы (+5% к 2016 г.), а ее импорт снизился на 10% и даже начался экспорт. Порядка 82% от потребности производится собственного молока (импорт на сумму 8 млрд руб.). Овощей закрытого грунта выращено 16 млн тонн (+25% к 2016 г.). Даже с учетом вводимых в эксплуатацию новых 50 тепличных комплексов (650 га) необходимость в завозе зарубежных овощей отпадет, когда их площадь возрастет еще на 2 тыс. га. Также пока что импортируется (на сумму 5 млрд руб.) и садоводческая продукция.
В России наблюдается перепроизводство сахара, что должно снизить его стоимость в торговой сети. Масла растительного столько, что предпочтителен его больший экспорт. За границу отправляют также и мясо свинины. В достатке своего риса и иных круп, мяса птицы и картофеля. Если в 2016 г. экспорт сельхозпродукции из России был на уровне 17 млрд долларов, то в 2017 г. он уже выше. С 2015 по 2017 годы наш АПК в 2 раза увеличил закупку новой техники.
Ну а где же минусы? Они также присутствуют. Депутат назвал ряд сфер нашей жизни, где потребуется не менее 5 лет, чтобы исправить ситуацию. В качестве примера Носов коснулся такого значимого момента, как доходность региональных и местных бюджетов. Расходная часть федерального бюджета 2018 г. осталась на прежнем уровне – 16,5 трл руб. (на 2019 г. – 16,3 трл руб.). Иначе говоря, дополнительных денег на межбюджетные отношения федерального центра и регионов пока что ждать не приходится. Наблюдается большая закредитованность субъектов РФ как по бюджетным, так и по коммерческим кредитам. При вмешательстве Президента страны принято решение о рассрочке на 7 лет бюджетных кредитов, полученных до 1.01.2018 г. Если регион в 2018-2019 г.г. соберет в консолидированный бюджет доходов не ниже уровня инфляции, то рассрочка бюджетных кредитов будет уже на 12 лет. Понятно, что это решение части проблемы, ибо проценты за коммерческие кредиты выше – от 9 до 21% (за бюджетные – 0,1%).
К недоработке правительства депутат относит и тот факт, что до 2017 г. никто не знал сколько регионы и муниципалитеты должны тратить средств и на какие полномочия. В 2016 году все это обобщили и в текущем году свели. Бюджет 2018 года впервые сделан нормативным (по полномочиям субъектов РФ и органов местного самоуправления). Вышло, что на исполнение полномочий регионов в год необходимо 9,6 трл рублей. В то же время, субъектам на исполнение только лишь федеральных законов, постановлений правительства РФ и президентских указов требуется 9,2 трл рублей. В общем, соотнесите эти две цифры…
Определенная финансовая перспектива для субъектов и их органов местного самоуправления откроется с разработкой в 2018-2019 г.г. федеральной программы «Устойчивое развитие регионов России». Так что поживем – увидим.
После 30-минутного обзора А.А. Носов обменялся мнениями с присутствующими в зале. Дополнительно были затронуты темы укрепления обороноспособности, ближайшей перспективы создания в России собственной сети селекционных и генетических центров для АПК, вопросы дорожного строительства и прочие задачи экономического и социального развития страны.
Текст и фото – А. МОТАСОВ.