На стратегических путях
В декабре 1870 года в 2,5 верстах от х. Дуплятского проследовал первы железнодорожный поезд.
Развитие капитализма в России что сегодня, что в бытность Империи тесно связано с расширением строительства железных дорог. Стратегическое значение этого вида путей сообщения с особой ясностью начало осознаваться еще в первой половине ХIХ века. После отмены крепостного права (1861 год) и с развитием экономики, основывающейся на принципах рыночных отношений, важность железных дорог возросла на порядок. С 1865 года по 1875 год средний годовой прирост русской железнодорожной сети составлял 1,5 тысяч км, а в период 1893-1897 г.г. – порядка 2,5 тыс. км. Во второй половине ХIХ века к Царицыну, как одному из важнейших пунктов Юго-Востока страны, начинается прокладка железных линий. Так, 20 июня 1869 года была высочайше дарована земству Борисоглебского уезда Тамбовской губернии концессия на строительство железной дороги от Борисоглебска до Царицына. Для этой цели Грязе-Борисоглебская и Борисоглебско-Царицынская дороги сливались в Грязе-Царицынскую. Строительство велось ускоренными темпами. Уже через год после начала работ, 26 декабря 1870 года, открылось движение поездов на перегоне Борисоглебск – Филоново. К этому моменту на юртовых землях станицы Михайловской — на Хопре Области Войска Донского уже функционировала железнодорожная станция Алексиково. Под нее станичный сбор выделил непродуктивный для сельского хозяйства земельный участок, с запада и с севера зажатый озерами. Название своей станция получила от ближайшего к ней хутора – Алексиковского.Сохранился снимок первых построек станции (см. фото), на котором демонстрируется деревянное здание вокзала (разобранного несколько лет назад), водокачки, часть перрона, строящееся паровозное депо и часть нынешней привокзальной площади.В 1871 году (25 июля) пассажирский поезд, покрывший расстояние от Борисоглебска до Царицына в 374 верст и проследовавшей через ж.д. станцию Алексиково, прибыл в Царицын. С 17 декабря 1871 года началось движение на ветке Алексиково – Урюпино. С 1872 года железная дорога начала стабильно принимать и курсирующие грузовые поезда. 1 июля 1878 года состоялось присоединение Волго-Донской железной дороги к Грязе-Царицынской. Тогда же была уложена соединительная ветка от Гумрака до Воропоново. В 1893 году общество Грязе-Царицынской дороги преобразовано в общество Юго-Восточных железных дорог.
Для правительства Области Войска Донского ж.д. ст. Алексиково имела большое политико-экономическое значение. Именно поэтому были попытки превратить ее в крупный железнодорожный узел. С решением такой задачи у Войска появился бы прямой выход на Саратов, а значит и в другие восточные губернии Империи. В связи с этим большой интерес вызывает материал, который собрал известный в Прихоперье краевед В.Н. Сивогривов. Ему удалось познакомиться с документами архивов Москвы и Санкт-Петербурга, из которых следует, что у ж.д. ст. Алексиково действительно были шансы стать крупной узловой станцией.
В августе 1874 года на рассмотрение Министерства путей сообщения было подано около десятка проектов соединительной ветви между уже существовавшими тогда дорогами: Грязе-Царицынской и Воронежско-Ростовской. Все проекты делились на две основных группы: Урюпино-Чертково и Поворино-Лиски. Большинство проектов Урюпинского варианта предусматривали соединение станции Алексиково с Балашовом и дальнейшим выходом на Среднюю Волгу (Саратов, Самара и т.д.). Поворинская группа предлагала разновидности осуществленного в 1894 -96 годах проекта Балашовско-Харьковской ветки. «Не начнись в 1876 году экономический спад, не известно, стало бы Поворино, двухпутный разъезд четвертого класса, узлом. Дело в том, что в 70-е годы хлебопромышленников центральной России интересовали порты южных морей, а кратчайшей дорогой на юг было именно направление через Алесиково – Урюпино», – пишет В.Н. Сивогривов.
Еще в Ленинградском Государственном Архиве СССР отыскался проект нашего земляка, сотника Добринской станицы – Никандра Мишарева, на строительство железной дороги Урюпино-Миллерово. Интересна судьба этого труда.Мишарев, как образованный человек своего времени, первым предложил трассу перехода через р. Хопер и дальнейшее ее проследование на юг. Кстати, один из вариантов его трассы перекочевал из проекта в проект и последний раз был применен в 1929 году инженером Платоновым в его проекте рудничной железной дороги. Вторым его вариантом воспользовались в середине 60-х годов ХХ века при проведении автодороги Урюпинск-Нехаевский. Но беда Мишарева была в том, что он был в звании всего лишь сотника (ст. лейтенанта), а высокопоставленные чиновники Министерства с такой «мелкотой» не связывались… Добринскому сотнику нужен был покровитель, кто бы поддержал его проект в верхах. Таковым становится генерал-майор Кузьма Алексеевич Родионов, который 17 февраля 1875 года направляет письмо-прошение на имя Министра путей сообщения о рассмотрении записки сотника Мишарева. Под датой и подписью в генеральском письме стоит место отправления – ст. Алексиково. Направление мишаревской трассы дороги на Балашов не могло не интересовать Родионова, ибо оно затрагивало и его личные интересы, как донского дворянина с землями в северо-восточной части Хоперского округа. Однако, веса казачьего генерала также не хватило в глазах министра. Вопрос о превращении ж.д. ст. Алексиково в узел ставился и в более позднее время.
В 1911 году железная дорога Поворино-Лиски исчерпала все ресурсы по пропускной способности, а грузопоток все возрастал. Был объявлен конкурс на лучший проект новой дороги через земли Войска Донского. К концу 1913 года в комиссии имелось восемь таких проектов, два из которых предлагали начало дороги со станции Урюпино и соединение ж.д. ст. Алексиково с Балашовом. Ни один из предложенных вариантов в комплексе не удовлетворял всех нужд Дона, а потому в январе 1914 года был объявлен новый конкурс.Начавшаяся Мировая война приостановила эти работы, а после Гражданской было уже не до этого, ибо стояла задача восстановления уже существовавшей железнодорожной линии. В годы второй пятилетки на участке Лиски-Балашов началась укладка вторых путей и необходимость в новой дороге отпала…Станция Алексиково за свою уже долгую историю пережила много исторических событий. Но это тема для других уже публикаций.
Тихон АТАМАНЦЕВ.