За качество в ответе
Во многих странах мира одной из первостепенных проблем в экономике выступает качество. Оно является ключом к успеху в развитии каждого предприятия. Данное понятие тесно связано с качеством жизни, которое включает в себя окружающую среду, физическое и эмоциональное самочувствие человека. С целью привлечения внимания к этой проблеме был учрежден Всемирный день качества – мероприятие, проводимое каждый год во второй четверг ноября во многих странах мира.
Главной задачей Всемирного дня качества является рост значения высокого качества услуг и производимых продуктов, представленных на мировом рынке. Одна из основных целей праздника – усиление и продвижение деятельности, способствующей привлечению внимания к вопросам, связанным с уровнем качества товаров и услуг. Первый критерий, которому должны соответствовать товары, – это безопасность для людей и окружающей среды, второй – они должны отвечать заявленным нормам, запросам и ожиданиям потребителей.
Право потребителя на качество и безопасность товаров (работ, услуг) установлено Законом Российской Федерации от 7.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон).
Согласно ст.4 Закона продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В соответствии со ст.7 Закона потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Потребительский патриотизм
Реализуемые сегодня правительством программы импортозамещения и меры по поддержке отечественного производителя позволяют не только повысить объемы производства, но и, как следствие, добиваться конкурентоспособности российской продукции. Период безусловного пиетета перед импортными товарами, который мы наблюдали в 1990-е годы с открытием рынка, завершился. Из года в год социологические опросы фиксируют рост потребительского патриотизма. Это в первую очередь выражается в растущем спросе на отечественные продукты питания и продукцию легкой промышленности. Покупатели, которые предпочитают отечественного производителя, обращают внимание на наличие знака «ГОСТ» и другие подобные знаки, которые довольно часто наносятся на упаковку необоснованно. Соответствует ли реальный состав продукции заявленному, оценивает созданная в 2016 году правительством АНО «Российская система качества». Роскачество исследует качество продукции и проводит ее добровольную сертификацию. Кстати, по результатам последней присваивается российский Знак качества. Процедура для производителей бесплатная.
Три заветные буквы
Потребительская культура формируется постепенно, у населения появляются новые требования к качеству продовольственных товаров. Уже сейчас наблюдается стабильный спрос на продукцию органического происхождения – об этом свидетельствует наличие многочисленных магазинов фермерских и эко-продуктов. Вопрос о естественности происхождения продуктов приобретает все большую актуальность. В настоящее время существуют многочисленные маркировки и сертификаты, которые заявляют о том, что продукт изготовлен без использования пищевых добавок, минеральных удобрений и ГМО. Разобраться в них сложно и потребителю, и участнику рынка. Для решения этой проблемы Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам совместно с Росстандартом разрабатывается линейка национальных стандартов на продукцию органического производства. Согласно этим стандартам, называться «органической» может только та продукция, которая на 95 процентов изготовлена или выращена из органического сырья.
Производитель ответит
по стандарту
В 2015 году приняли Федеральный закон «О стандартизации в РФ». Согласно его нормам, если производитель маркирует свою продукцию знаком ГОСТ, она должна соответствовать всем заявленным в соответствующем стандарте требованиям. Важное новшество этого закона, касающееся обычного потребителя, заключается в том, что производитель продукции будет отвечать за соответствие тому стандарту, который он себе избрал, например, указав на упаковке определенный ГОСТ. Производитель обязан изготавливать безопасную продукцию, но уровень ее качества он определяет самостоятельно, ориентируясь на целевую аудиторию товара и возможности предприятия. Очень важно, чтобы продукция производилась по качественным стандартам. Эксперты по стандартизации всегда окажут квалифицированную помощь по разработке технических условий (ТУ) и стандартов организации (СТО), по которым сегодня выпускается значительная часть продукции, а также выдадут экспертные заключения на разработанные ТУ и СТО.
Качество должно измеряться
Немалую роль в обеспечении высокого качества жизни человека и защиты его от опасных и вредных факторов играет деятельность метрологической службы. Нет ни одной области практической деятельности человека, где можно было бы обойтись без количественных оценок, получаемых в результате измерений. Именно на метрологическую службу возложена задача государственного регулирования в области обеспечения единства измерений. В промышленности, здравоохранении, торговле и других сферах обслуживания применяется много приборов и средств измерений, которые должны обеспечивать заданную точность измерения. Любое отклонение при измерении может привести к неверным результатам.
Совместными усилиями государственных учреждений, предприятий различных форм собственности и потребителей можно решать вопросы качества. В условиях жесткой конкуренции выживает сильнейший, тот, кто повышению качества своей продукции и услуг уделяет первостепенное значение. Ведь качество по-прежнему решает все, и уровень жизни каждого человека и общества определяет качество товаров и услуг.
Все вопросы по поводу качества и консультации по ним вы можете получить в отделе по защите прав потребителей и охране труда администрации района (каб.№4, тел. 6-16-77).
С. БАРЫШЕВА, начальник отдела
по защите правпотребителей
и охране труда администрации района.