Московская осень-2017
С 25 по 29 октября группа педагогов, руководителей образовательных организаций и районного комитета по образованию прошла уникальную культурно-образовательную стажировку в Москве по программе «Личность педагога – главная технология образования».
К нашей группе стажирующихся, состоящей из 20-и человек, примкнули начальники отделов образования Еланского и Новоаннинского районов и два учителя из Елани. В таком составе педагогический десант прибыл на Павелецкий вокзал с твёрдой уверенностью, что программа стажировки будет не просто насыщенной, но и интересной, важной, способствующей профессиональному росту. И ошибки в том не было.
Тренинг «Сценарий своей жизни» доктора педагогических наук, профессора С.В. Беловой; семинар «Современное образование. Современная школа. Современный учитель» академика РАО, доктора педагогических наук, директора Центра образования № 109 Е.А. Ямбурга; мастер-класс «Актёрское мастерство педагога» профессора Театрального института им. Б. Щукина В.П. Николаенко и просмотр спектакля «Опасный поворот»; мастер-класс «Художественные методы в арсенале педагога» кандидата педагогических наук, руководителя детского театра школы №1241 Л.В. Макмак; семинар «Учитель и ученик в креативном поле сотворчества» художника, психолога, педагога М.Р. Яворской; творческая встреча с актерами и художественным руководителем театра неслышащих актёров «Недослов» А.С. Башенковой и просмотр спектакля «Здесь птицы не поют» и др. Этой программе позавидуют самые продвинутые институты повышения квалификации. Как сказал один из учителей после работы в Центре образования №109, «даже если бы в программе стажировки был один Евгений Александрович, всё равно надо было ехать в Москву». Известный учёный, педагог, автор книг, ставших педагогическими бестселлерами, член общественного совета при Минобрнауки России не только провёл семинар, он организовал встречу с учителями, работающими в детскомонкоцентре, показал само учреждение. Именно лечение и обучение онкобольных детей является сегодня одним из главных направлений деятельности академика Ямбурга.
Впрочем, содержание стажировки, её восприятие учителями – это материал для большой статьи в журнал, невозможно в нескольких предложениях рассказать о потрясении зрителей на спектакле театра «Недослов» «Здесь птицы не поют». В зале плакали даже мужчины. Лора Владимировна Макмак мастерски показала, как работа с образным мышлением школьника позволяет учителю эффективно раскрыть самые непростые темы урока. Валентина Петровна Николаенко обратилась к проблеме актёрского мастерства педагога, точнее, его нехватки у современного учителя. Мария Ростиславовна Яворская открыла секреты сотворчества учителя и ученика на уроке. Тренинг Светланы Владимировны Беловой был направлен на формирование понимания учителем своего места в мире, в обществе, в школе. Надо сказать, что замечательным приложением к программе были театр им. Вахтангова, Музей Победы, Музей современного искусства им. А.С. Пушкина.
Все участники стажировки получили соответствующие сертификаты, которые позволят им набирать баллы на профессиональных конкурсах, при аттестации и т.д. Но дело не в том. Учителям хорошо известны результаты исследования, к сожалению, ушедшего из жизни руководителя Красноярского института усовершенствования учителей Ю.Е. Васильева. Из педагогов-предметников были сформированы две группы. Одной давали объём информации по традиционной программе, а время другой группы было отведено на развитие интеллекта: учителя занимались с психологами, посещали театры, филармонию, музеи, были встречи с писателями, поэтами, художниками. После двухмесячных курсов эксперты посетили уроки учителей обеих групп. Результаты были ошеломляющими. Те, кто повышали квалификацию по традиционной форме, показали незначительные улучшения по сравнению с теми, кто работал по программе развития интеллекта. Педагоги второй группы не просто продемонстрировали артистизм и творчество, но и проявили методическую изобретательность. «Развитый интеллект, общая культура личности – это тот фундамент, на котором строится любая педагогическая технология», – заключает хорошо нам знакомый академик М.М. Поташник. В этом и был принципиальный смысл этой стажировки.
Важно и то, что в результате стажировки наших педагогов в вузах и школах Москвы попутно родились идеи новых проектов. Так в настоящее время ведётся черновая работа по разработке совместного проекта общеобразовательных организаций района, Театрального института им. Б. Щукина и театра «Недослов» не только по дальнейшему освоению культурно-образовательных программ, но и организации работы с детьми, школьниками в этом направлении. Как с улыбкой заметил один из преподавателей, как знать, может, в знаменитом Щукинском появится звезда и из Новониколаевского… Но это планы, реализация которых на практике должна начаться в феврале 2018 года с приезда в район труппы театра «Недослов».
В заключение выражаю искренние слова благодарности тем, кто, не работая в системе образования, понял, прочувствовал необходимость в учителе современном, с широким кругозором и оказал спонсорскую помощь нашей педагогической молодёжи. Это руководители КФХ Заболотнев Б.А., Литвинов С.И., Казимиров А.Л., Коновалова Н.В.
П. МИТЯШОВ,
председатель комитета
по образованию.