Не доводить до последствий
Основная ответственность, как в правовом, так и морально-этическом смыслах, относительно воспитания подростка лежит на родителях. Поэтому поведение самих взрослых должно служить примером для ребёнка. Забота о детях, как и сам воспитательный процесс, не должна ограничиваться исключительно бытовыми моментами. Очень важно, чтобы между родителями и детьми существовали доверительные отношения, что позволит выявить отклонения в поведении чада на раннем этапе и избежать негативных последствий.
Образовательные учреждения, в свою очередь, должны создавать условия, обеспечивающие нормальное развитие учащихся. Педагогическая деятельность состоит не только в непосредственном обучении, но и в выявлении индивидуальных особенностей каждого ребенка, обнаружении и анализе причин моральной деформации личности. На образовательных учреждениях также лежит обязанность по своевременному выявлению кризисных ситуаций типичного характера.
Для полной картины рассматриваемой ситуации обратимся к статистическим данным Новониколаевского районного суда. Так, за 2016 год в отношении несовершеннолетних рассмотрено 4 уголовных дела, за 2017 год – 2 уголовных дела, из них окончено вынесением обвинительного приговора 1 уголовное дело, назначено наказание в виде лишения свободы на определённый срок.
Кроме того, за последние три года Новониколаевским районным судом рассмотрено 8 материалов о помещении несовершеннолетних в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, из которых четыре материала были удовлетворены, несовершеннолетние помещены в соответствующий центр. При этом следует отметить, что основанием для помещения несовершеннолетних в указанное режимное учреждение явилось систематическое совершение несовершеннолетними правонарушений.
Однако при внимательном отношении законных представителей несовершеннолетних (родителей, опекунов, усыновителей) к своим чадам и должном контроле со стороны субъектов профилактики указанных последствий можно было бы избежать.
Выявить отклонения в поведении ребёнка на раннем этапе можно при изучении его привычек, круга общения. Основными признаками деформации личности подростка являются уклонение от обучения (плохая успеваемость, низкий уровень интеллектуального развития); отрицательные поступки (тяга к азартным играм, курение, распитие спиртных напитков и прочее); негативная оценка действительности и повышенная критичность по отношению к окружающим (грубость, жестокость, немотивированные поступки, отсутствие дисциплины).
Добиться положительных результатов при осуществлении деятельности, направленной на профилактику девиантного поведения среди подростков, можно в том случае, если на предварительном этапе выполнить анализ деформации личности. Как правило, основной причиной негативного поведения подростков выступают неблагоприятные условия воспитания, круг общения. К группе риска относятся дети, проживающие в неблагополучных семьях, родители которых злоупотребляют спиртными напитками, наркотическими средствами, где «нормой» является проявление жестокости по отношению к близким.
Профилактика девиантного поведения является ключевой задачей для взрослых. Образовательное учреждение должно стать тем местом, где будут проявляться возможности и инициатива ребенка. Профилактическая работа в школе предполагает формирование условий, не провоцирующих противоправных действий. Огромную роль в профилактике играет внеурочная деятельность, в которой следует учесть потребности различного возраста. Наличие в образовательных учреждениях спортивных, технических, художественных кружков станет мощным инструментом, позволяющим безболезненно воздействовать на детей, предупреждая развитие негативных склонностей.
Осуществление профилактики поведения среди трудных подростков не является исключительной обязанностью родителей и педагогов. К данному процессу должны присоединиться и иные субъекты профилактики. К таковым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительств, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, правоохранительные органы в целом, включая органы прокуратуры и суд, совместная деятельность которых должна быть направлена на формирование позитивной среды социализации молодежи, защиту и охрану их прав и свобод, коррекцию отклоняющего поведения, реагирование на правонарушения несовершеннолетних предусмотренными законодательством мерами. Только совокупные усилия указанных органов позволят добиться положительных результатов в профилактике правонарушений среди подростков.
И. МУРАВЛЕВА, помощник судьи
Новониколаевского районного суда.